Журнал «Коррозия» март 2017г.
Исследование и решение проблем защиты зоны сварных соединений трубопроводов с внутренним силикатно-эмалевым покрытием.
К.В.Казак 1, А.К.Казак1, В.В.Диденко1
1ООО «Эмаль-Ставан» (Екатеринбург, Россия)
Проведенные исследования и опыт эксплуатации трубопроводов с силикатно-эмалевым защитным покрытием показали высокую эффективность, экономическую целесообразность и надежность предложенного решения проблемы защиты зоны сварного соединения эмалированных труб с использованием специальной защитной втулки.
Ключевые слова: защита от коррозии, силикатно-эмалевое покрытие, сварной шов, зона сварного соединения, соединительные втулки.
Трубопроводный транспорт является на сегодня основным видом передачи крупных объемов энергоносителей и не имеет альтернативы, т.к. не существует другого более надежного и дешевого способа. В мире эксплуатируется более миллиона километров магистральных нефтегазопроводов. Еще больше труб используется на предприятиях химической, металлургической и других отраслей промышленности, а также в коммунальном хозяйстве. Протяженные и металлоемкие магистрали и сети трубопроводов предполагают повышенную вероятность аварий. Трубопроводы России представляют собой стальные сооружения, находящиеся под непрерывным коррозионным разрушительным влиянием как окружающей, так и транспортируемой среды. Анализ аварий показывает, что основными источниками повреждений при эксплуатации стальных трубопроводов являются локальные зоны напряжений – локальная коррозия, трещины коррозионного растрескивания под напряжением, а также деформации при монтажной сборке стыков, которые образуются под действием рабочих нагрузок [1]. Надежная эксплуатация трубопроводов может быть обеспечена при отсутствии дефектов различной природы: химической и структурной неоднородности тела трубопровода, концентрации напряжений в зоне сварного соединения, наличия дефектов в стенке трубопровода [2].
Различие в коррозионном поведении различных марок сталей проявляется главным образом в сварных соединениях. Это определяется разностью электродных потенциалов трех элементов сварного соединения: основной металл, сварной шов и зона термического влияния.
В мировой и отечественной практике защиту трубопроводов от коррозии осуществляют четырьмя основными технологиями: повышением коррозионной стойкости используемой стали (введением в химический состав легирующих элементов), нанесением защитных покрытий, препятствующих прямому контакту стальной поверхности с коррозионно-агрессивной средой, использованием средств электрохимической защиты (созданием отрицательного, т.е. катодного электрического поля), и введением в транспортируемую коррозионную среду химических ингибиторов [3]. Ни одна из перечисленных технологий полностью не решает проблемы коррозионной защиты, а позволяет лишь снизить скорость коррозионного разрушения.
Требованиями государственных стандартов (ГОСТ ISO 9.602-2005 и ГОСТ Р 51164) установлено обязательное совместное применение противокоррозионной изоляции и средств электрохимической защиты от коррозии систем трубопроводов, как особо опасных объектов. В то же время единые федеральные требования к техническим параметрам защиты от наружной и внутренней коррозии систем трубопроводов отсутствуют, и вопрос выбора способа защиты решается по-разному, в основном на отраслевом уровне. Существующие отраслевые нормы проектирования противокоррозионной защиты в ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Татнефть», ПАО «Транснефть», ПАО «Газпром» и др. не используют многих современных средств и технологий защиты от коррозии и защиты сварных соединений труб. В результате увеличиваются показатели вероятности коррозионных отказов.
Проблема повышения надежности трубопроводов, предназначенных для транспортировки агрессивных сред, в том числе нефтегазовых смесей обводненной нефти, сточных промысловых вод и прочих, а также трубопроводных систем горячего и хозяйственно-питьевого водоснабжения успешно решается путем применения труб с внутренним защитным покрытием. С этой целью сегодня применяются трубы с пластмассовыми, эпоксидными, лакокрасочными, металлическими, песчано-керамическими и силикатно-эмалевыми покрытиями. Данные решения позволили на порядок сократить количество отказов на трубопроводах, уменьшить эксплуатационные расходы, улучшить экологическую ситуацию в целом по стране. Однако применение различных защитных покрытий не позволяет полностью исключить коррозионные процессы на трубопроводном транспорте, так как надежность трубопроводов определяется в первую очередь коррозионной стойкостью внутренней поверхности зоны сварного соединения, защита которой осложняется из-за ее труднодоступности при монтаже трубопроводов особенно в полевых условиях. Для сохранения внутреннего эмалевого покрытия при сварке разработан ряд способов соединения эмалированных труб: фланцевые, резьбовые, паяные, с использованием нержавеющих колец, шликерный и др. Представленные способы соединений конструктивно и по исполнению сложны, металлоемки, требуют дополнительного оборудования при монтаже и не гарантируют надежности при эксплуатации.
Результаты исследований и анализ эксплуатации труб с различными видами покрытий показали, что наиболее эффективными и перспективными являются трубы с силикатно-эмалевым покрытием, которое позволяет обеспечить повышенную коррозионную, износо- и вибростойкость по сравнению с трубами из углеродистых сталей с другими видами защитных покрытий, а также трубами из нержавеющих сталей [4]. Накопленный промышленный опыт монтажа и эксплуатации таких трубопроводов показал, что соединение эмалированных труб обычными методами сварки и сварки с применением шликерной технологии невозможно без возникновения серьезных дефектов эмалевого покрытия. При сварке эмаль подвергается высокотемпературному воздействию сварочной дуги (5000÷7000°С), от которой она выгорает и частично испаряется. Кроме того, в процессе сварки структура металла в зоне термического влияния становится неоднородна, изменяются условия взаимодействия между металлом и покрытием, в результате чего меняются и условия образования прочного сцепления эмали с металлом. После дальнейшего остывания и затвердевания в покрытии возникают поры, пузыри, микротрещины, а также другие дефекты. При этом необходимо учитывать, что трубопроводы работают при высоких давлениях, в жестких абразивных коррозионно-агрессивных средах, содержащих активные ионы, кислые газы и механические примеси. При эксплуатации трубопроводов в результате электрохимической реакции в местах дефекта эмалевого покрытия образуется постоянно расширяющаяся зона коррозии и, как следствие, отслоение эмалевого покрытия от поверхности трубы. Для решения проблемы защиты зоны сварного соединения трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием была поставлена задача обеспечения сохранности внутреннего покрытия при сварке, а также антикоррозионной защиты зон сварных кольцевых стыков при монтаже.
Проведенные исследования и анализ причин отказов (порывов) нефтепроводов и водоводов с силикатно-эмалевым покрытием общей протяженностью 105 км выявили, что большинство из них произошли по следующим причинам:
-
внутренняя коррозия по телу трубы из-за несплошности покрытия – 8,7%.
-
наружная коррозия при отсутствии или нарушении наружной изоляции, а также при прохождении трассы трубопроводов в районе линий электропередач – 5,8%.
-
внутренняя коррозия в зоне темического влияния сварного соединения при отсутствии защиты или использовании шликерного способа защиты – 83,2%.
Именно поэтому разработка и усовершенствование технологии и способов соединения эмалированных труб сваркой с повышенной коррозионной стойкостью внутренней поверхности соединения является особо актуальной проблемой.
Специалистами ООО «Эмаль-Ставан» (г. Екатеринбург) и ООО НПП «ПромТехЭмаль» (г.Челябинск) разработан и внедрен в полевых условиях (работа выполнялась в творческом сотрудничестве со специалистами ЗФ ОАО «Норильский Никель», АО «ВНИИСТ» и ЗАО «НЕГАС») новый, простой в исполнении, надежный и экономичный способ защиты внутреннего сварного шва трубопроводов с силикатно-эмалевым, керамическим, оксидным или остеклованным покрытием с использованием защитных втулок [5]. Способ согласован с Госгортехнадзором России, с эксплуатирующими организациями, включен в «Инструкцию по строительству, эксплуатации и ремонту трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием» и рекомендован к использованию при сборке трубопроводов, предназначенных для транспортировки коррозионно-активных сред в нефтяной, газовой, металлургической и химической промышленности, а также в системе ЖКХ.
Технологически процесс соединения труб осуществляется с помощью специальной защитной втулки, которая имеет продольный разрез для компенсации разнотолщинности труб, внутреннее и внешнее эмалевое покрытие, радиальный выступ для фиксации и удобства монтажа, а сам процесс монтажа не требует специальных приспособлений при сборке и сварке. Основную роль в предлагаемом соединении эмалированных труб выполняют конструктивные особенности втулки и технические параметры прилагаемого монтажного шликера. Защита металла сварного шва и зоны термического влияния в процессе сварки при помощи силикатно-эмалевого покрытия соединительной втулки и монтажного шликера способствуют получению достаточно чистого (без включений) металла шва заданного химического состава. Структура металла сварного шва, выполненного под слоем покрытия с использованием защитной втулки, имеет высокую чистоту, большую однородность химического состава как металла шва, так и металла зоны термического влияния, что обеспечивает его высокие механические свойства.
Сборка труб осуществляется следующим образом. На наружную поверхность втулки наносят специальную легкоплавкую эмаль (монтажный шликер), размещают втулку внутри концов труб, при этом поверхности соприкосновения (наружная) втулки и (внутренняя) трубы прижимаются друг к другу за счет аккумулированной энергии сжатия втулки [6]. Сварку труб производят обычным способом. За счет выделяемого тепла при сварке формируется внутреннее антикоррозионное покрытие в виде эмалевой композиции по всей поверхности контакта соединяемых труб с втулкой. При необходимости монтажа соединения в полевых условиях при отрицательных температурах (до -20°С) возможно применение специального монтажного шликера силикатной эмали с низкой температурой кристаллизации. Предложенный способ соединения эмалированных труб с защитой сварного шва в сравнении с другими предлагаемыми соединениями является более эффективным, т.к. сварное соединение обеспечивает необходимую прочность и гарантированную защиту зоны сварного шва от коррозии при минимальных затратах без существенного снижения пропускной способности трубопровода (толщина стенки соединительных втулок не превышает 2,0 мм) и не требует дополнительного оборудования.
Специалистами ООО «Эмаль-Ставан» освоено промышленное производство защитных втулок для различных диаметров трубопроводов с силикатно-эмалевым покрытием. Втулки поставляются по ТУ 14-2Р-387-2011 в комплекте с монтажным шликером. Продукция защищена патентами №52967 «Устройство для защиты внутреннего сварного шва трубопроводов», №2227241 «Соединение эмалированных труб и способ его выполнения», №123891 «Соединение эмалированных труб» и др. В последние годы сотни километров трубопроводов различного назначения с внутренним силикатно-эмалевым и остеклованным покрытием смонтированы с использованием защитной соединительной втулки и успешно эксплуатируются в различных регионах нашей страны, в том числе в составе крупнейших нефтегазопроводов «Бованенково-Ухта», «Ванкор-Пурпе» и «Северный поток», а также на различных предприятиях в городах ХМАО, республики Коми, Нижегородской, Ленинградской и других областей.
Проведенные исследования и опыт эксплуатации показали высокую эффективность, экономическую целесообразность и надежность предложенного решения проблемы внутренней защиты зоны сварного соединения эмалированных труб, предназначенных для транспортирования различных сред.
Литература:
- Касьянов А.Н. Оценка работоспособности околошовных зон кольцевых сварных соединений трубопроводов. Дис. канд.тех.наук. М., 2012
- Дубов А.А. Опыт применения бесконтактной магнитометрической диагностики трубопроводов и перспективы ее развития. «Контроль. Диагностика», 2014, №4, с. 64-67
- Притула В.В. Коррозионная ситуация на газонефтепроводах России и их промышленная безопасность. «Трубопроводный транспорт. Теория и практика», №2 (48), 2015, с. 6-10
- Казак А.К. Защита систем трубопроводов– надежный способ предотвращения техногенных аварий. Материалы Всероссийской конференции «Экологические проблемы промышленных регионов», — Екатеринбург, 2004
- Казак А.К. Развитие технологии соединения систем трубопроводов с внутренним эмалевым покрытием и защитой сварного шва. Дис. канд.тех.наук., Екатеринбург, 2012
- Казак А.К. Решение проблемы защиты зоны сварного соединения трубопроводов. Научно-техническая конференция «Состояние и перспективы развития производства нового поколения силикатно-эмалевых покрытий для защиты металлоизделий от коррозии». Металл-Экспо-2006. М: Сборник докладов, 2007